Новости

2019-05-27  Беседки на основе срубов
Уважаемые заказчики, теперь Вы можете вместе со срубом дома, заказать рубленую беседку. Мы доставим и соберем беседку вместе со срубом...


2019-05-27  Строительные консультации по телефону
По телефону  (901) 5934139 можно получить консультацию по вопросам изготовления сруба и строительству рубленого дома или бани. Первичная консультация бесплатно....


Обзор изделий из бумаги и картона


Школьный базар

Май 2012

Цветная бумага входит в категорию обязательных материалов для детского творчества, с которыми работают на школьных уроках труда. В большинстве случаев знакомство с ней происходит еще раньше — в детском саду или дома. А это значит, что наборы цветной бумаги и сопутствующих ей материалов — картона и фольги — должны присутствовать в ассортименте любого магазина, предлагающего товары для творчества и учебы.

Какие наборы предпочесть? Какие бренды выбрать? В каком процентном соотношении?

О привычном и необычном в сегменте цветной бумаги, картона и фольги расскажут эксперты «Школьного базара».

Для чего это нужно?

Работа с цветной бумагой, картоном и фольгой способствует развитию мелкой моторики у детей. Она, в свою очередь, отвечает за становление речи и интеллекта. Сгибание, вырезание, разрывание, наклеивание — все это стимулирует деятельность пальцев, воздействуя на активные центры головного мозга.

Развитие мелкой моторики участвует в формировании навыков самообслуживания (умение одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки), зрительно-моторной координации, сенсорики (осязание), подготавливает руку к письму и т. д.

Преимущество работы с цветной бумагой, картоном и фольгой — комплексный подход. Например, рисование задействует движение руки и цветовое восприятие. Аппликация развивает надежный захват тонкого листа, объемное проектирование, тактильные ощущения, учит работать со вспомогательными инструментами (ножницы, клей), комбинировать разные материалы (картон, фольга, ткань).

Что можно сделать из цветной бумаги, картона и фольги? Традиционные виды творчества предусматривают создание поделок в технике аппликации и объемных изделий. Кроме того, картон используется при моделировании и проектировании, фольга — для декорирования. Из ярких материалов легко создавать карнавальные костюмы и украшения. Цветная бумага интересна не только детям, взрослые тоже уделяют ей повышенное внимание и активно применяют для хобби и творчества. В последнее время все более популярными становятся узкоспециализированные виды бумаги.

Крепированная (гофрированная) бумага. Мягкая и пластичная, она не линяет от клея и идеально подходит для декоративных работ. Из крепированной бумаги получается оригинальная растительность, экзотические цветы, «пушистые» облака. Широкое применение в творчестве находят скрученные жгуты такой бумаги. Материал идеален для создания карнавальных костюмов и масок.

Бумага для скрапбукинга. Скрапбукинг — увлекательное хобби, основная цель которого создание коллажей из фотографий для сохранения семейного архива. Бумага для скрапбукинга отличается повышенной плотностью и широкой цветовой гаммой. Она не должна потерять цвет и пожелтеть от времени.

Двусторонняя цветная бумага. Предназначена для оригами и квилинга — техника создания картин и объемных фигур с помощью скрученных разными способами узких бумажных полосок. Более качественной считается двусторонняя бумага, прокрашенная в массе. Она имеет равномерный цвет без полос и разводов.

Папиросная бумага. Из тонкого пропускающего свет материала получаются идеальные праздничные фонарики с ажурным вырезанным рисунком. Для придания прочности и формы папиросную бумагу необходимо комбинировать, например, с картоном или тонкой проволокой. Также ее можно использовать для упаковки подарков.

Вспененная резина. Конечно, это не бумага, однако материал отлично подходит для создания поделок в технике аппликации. Обычно вспененная резина имеет самоклеящуюся основу, что заметно облегчает работу с ней.

Кстати, «самоклейка» встречается и среди обычной цветной бумаги. Она удобна тем, что исключает необходимость использовать клей. Такое свойство ценно при создании презентаций или каталогов, когда необходимо быстро и красочно оформить проект.

Не только для детей

Творческие возможности использования цветной бумаги, фольги и картона ограничиваются только фантазией автора. Материал доступен и прост в применении. И что немаловажно для покупателей — не требует больших финансовых затрат.

Детские поделки отличаются легкостью исполнения, взрослые стараются найти более интересные решения и сложную технику. Одним из таких направлений является плетение из фольги. Для создания изделий можно использовать простую алюминиевую фольгу, но гораздо привлекательнее, если добавить в объемную поделку цвета. Приемы плетения просты. В качестве заготовок используются скрученные тонкие проволочки. Неровная поверхность обладает особым светоотражающим эффектом, создавая красивые блики.

Мягкость, термо­ и влагостойкость фольги значительно расширяют спектр ее возможного использования. С помощью такого материала можно не только добавить блеска в готовые изделия, но и самостоятельно создать интересные предметы. Из фольги получаются отличные подсвечники, светильники, цветочные горшки, предметы интерьера. Материал предоставляет неограниченные возможности в декорировании. Отличительной чертой является безопасность и экологичность поделок.

Наиболее сложным в работе, наверное, является картон. Повышенная плотность листов требует применения ножниц для придания нужной формы и создания заготовок. Однако именно картон служит лучшей основой для изделий. Его свойства по достоинству оценили архитекторы, которые задействуют материал при разработке проектов и создании макетов.

Зная характеристики каждого вида продукции, не сложно найти ей подходящее применение. Обычно на упаковке товара нарисованы варианты использования цветной бумаги, картона и фольги на тот случай, если сложно самостоятельно придумать идею.

Производители

Создание поделок из цветной бумаги, картона и фольги — обязательные задания на уроках труда в школе. Это порождает стабильный покупательский спрос на продукцию, а соответственно, и внимание производителей к данной товарной категории.

«Сегодня российский рынок в этом сегменте, безусловно, является насыщенным, — считает менеджер отдела бумаги и бумажной продукции группы компаний «Самсон» Федор Заболотный. — Производители стараются удовлетворить запросы самых взыскательных покупателей и представляют огромный ассортимент, включающий в себя как привычную продукцию (прокрашенную бумагу и картон), так и продукцию со спецэффектами: выборочный лак, глиттер (блестки), гофрирование, металлизированные оттенки, самоклеящийся материал, неоновые цвета и многое другое».

Популярность производства цветной бумаги, картона и фольги также подтверждает руководитель маркетинговой службы компании «Хатбер­-М» Наталья Суворова: «Рынок продукции для детского творчества постоянно растет и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Работа с бумагой — увлекательное и полезное занятие для развития мелкой моторики рук, фантазии, творческой индивидуальности. Цветная бумага и картон — самые привычные и знакомые с детства материалы для творчества, которые к тому же дешевле пластилина, глины, гравюры и т. д. Производители бумбела с разной степенью успешности пробуют себя в выпуске цветной бумаги. Закрепиться в этой нише и значительно расширить ассортиментную линейку нам помог 15-летний опыт производства изделий из бумаги и картона. К наборам для детского творчества вполне применимы те спецэффекты и дизайнерские разработки, которые мы много лет используем при изготовлении тетрадей».

Естественное желание многих игроков получить долю стабильного рынка сказывается на уровне конкуренции. Российским потребителям доступна не только отечественная, но и импортная продукция. Популярные товары представлены торговыми марками производителей и собственными брендами крупных операторов канцелярского рынка.

«Конкуренция довольно сильна, — отмечает Федор Заболотный («Самсон»). — Из крупных российских компаний стоит выделить «Артиком» и «Альт». Группа компаний «Самсон» в конце 2011 года сделала огромный шаг по расширению ассортимента торговой марки Brauberg — около 50 новых позиций в сегменте цветной бумаги и картона. Долю импортной продукции на отечественном рынке подсчитать сложно. Можно только обозначить, что в основном цветная фольга, гофрированные материалы, бумага, тонированная в массе — товары зарубежного производства».

Стоит отметить одну особенность данной товарной группы, которая поможет грамотно составить ассортимент магазина. Для покупателей не имеет большого значения разнообразие торговых марок, в первую очередь, важен широкий выбор продукции: как привычной, так и оригинальной. Товарную линейку стоит расширять за счет разных видов материалов, представленных во всех ценовых сегментах.

Качество

Определение качества — самый важный вопрос не только для покупателей, но и для ресселеров. Продукт, понравившийся потребителям, пользуется стабильным спросом, что является залогом успешных продаж. Эксперты сходятся во мнении, что оценить качество продукции по обложке — невозможно. Необходимо внимательно рассмотреть внутренний блок. Определить эксплуатационные свойства, не используя товар, нельзя, поэтому придется ограничиться визуальной оценкой.

«Несомненно, продукция высокого качества изготавливается только из хорошего сырья: цветная бумага из качественного офсета или мелованной бумаги, картон — из мелованного картона. Недорогое сырье не может обеспечить хороший равномерный цвет. Однако стоит признать, что и на такую продукцию имеется спрос за счет бюджетной цены. Первыми признаками товара высокого класса являются хорошо прокрашенные листы, яркий насыщенный цвет, удобная и привлекательная упаковка, — заключает Федор Заболотный («Самсон»). — Это легко проверить, если есть возможность открыть набор и посмотреть непосредственно внутренний блок, из которого и будут изготовлены аппликации и поделки».

С точки зрения производителя, Наталья Суворова («Хатбер­-М») рекомендует не забывать о роли упаковки в принятии решения совершить покупку: «Как и при выборе тетрадей, от обложки изделия, ее качества, дизайна и спецэффектов зависит, возьмет покупатель продукцию с полки или нет. Удобно, если производитель предусмотрел европодвес, который позволяет легко разместить набор на стенде. В некоторых случаях, в зависимости от цели покупки, особое значение придается внутреннему блоку. Например, наличию самоклеящейся поверхности или двухсторонней прокраски».

Делая выбор, стоит помнить, что качество продукции напрямую соотносится с ее стоимостью. Нельзя искать цветную бумагу, тонированную в массе, в бюджетном сегменте. Чтобы соответствовать запросам потребителей, необходимо наладить партнерство с надежным проверенным поставщиком, который гарантирует наличие и разнообразие товара.

Спрос

Спрос определяет предложение. Известная всем истина должна стать руководством к действию при составлении ассортиментной линейки. В магазине обязательно должны быть представлены обычная цветная бумага, белый и цветной картон. Материалы со спецэффектами также пользуются спросом, однако в меньшем количестве. Их приобретают, в основном, для разнообразия наборов, для домашнего творчества или подготовительных кружков. На школьных занятиях такая продукция не является обязательной.

«Упаковки с одним видом товара — цветной бумагой, картоном или фольгой — сегодня более востребованы у покупателей, нежели наборы, включающие все элементы, — считает Федор Заболотный («Самсон»). — Если составлять пропорцию, то, на мой взгляд, наборов должно быть не более 10% от всего ассортимента. Наиболее оптимальным считается 8–10 цветов в упаковке. Их вполне хватает для воплощения самых разных творческих замыслов. Однако производители предлагают цветную бумагу широкого цветового спектра — до 24 тонов. А вот флуоресцентная (неоновая) бумага обычно включает всего 4 цвета».

Разнообразие продукции, представленной на отечественном рынке, Наталья Суворова («Хатбер­-М») демонстрирует на примере ассортимента своей компании: «Цветная бумага бывает офсетная, мелованная, самоклеящаяся, самоклеящаяся флуоресцентная, голографическая, металлизированная, бархатная, бархатная самоклеящаяся. Картон — белый мелованный, цветной мелованный, цветной голографический, цветной металлизированный, металлизированный гофрированный. Мы представляем наборы бумаги и картона в обложке на склейке и МЕГА-наборы в папке. Эти продукты открывают огромный горизонт для творчества и фантазии».

О возрастающем интересе к наборам для творчества говорит и Федор Заболотный («Самсон»): «В последние годы наметился повышенный интерес к разнообразным товарам для творчества. Для удовлетворения покупательского спроса целесообразно иметь хороший ассортимент такой продукции».

Цветная бумага, картон и фольга относятся к товарной группе, имеющей ярко выраженную сезонность. Пик продаж приходится на период с июня по сентябрь, когда идет подготовка к новому учебному году.

При оформлении витрины маркетологи рекомендуют формировать сектор не по бренду, а по виду продукции. В непосредственной близости должны находиться вспомогательные инструменты: ножницы, клей. Кроме того, рядом можно представить фартуки и нарукавники, которые защищают одежду во время активного творческого процесса.

Несколько важных деталей, которые помогают привлечь внимание покупателей к продукции, выделяет Наталья Суворова («Хатбер­-М»): «Оригинальные товары обладают не только интересной формой, но и обеспечивают удобное использование. Для работы с бумагой на самоклеящейся основе не требуется клей. Она не пачкает руки, что немаловажно для аккуратности поделки. Оборотная сторона легко отделяется от листа благодаря насечкам. Самые смелые творческие замыслы можно воплотить, используя цветную металлизированную бумагу и голографический картон. Зеркальная поверхность фольги украсит любую поделку и поможет придать ей волшебный, фантастический вид. Бархатная бумага, изготовленная из натурального вискозного волокна, экологически безопасна. Наборы могут использовать даже маленькие дети. Специальная бумажная основа прекрасно впитывает клей, но не дает ему проникнуть на верхний слой. В этом сезоне мы улучшили упаковку. Благодаря удобному «замочку» папка легко открывается и надежно закрывается. Наличие европодвеса позволяет разместить наборы на стендах в торговых залах и шоу-румах».

Формируя ассортимент, стоит обращать внимание на продукцию, которая пользуется стабильным спросом. Также рекомендуется делать прогнозы на будущее, чтобы предугадывать желание покупателей.

Brauberg

К новому школьному сезону группа компаний «Самсон» значительно расширила ассортиментную линейку торговой марки Brauberg в сегменте цветной бумаги, картона и фольги. Яркие новинки привлекают внимание покупателей красочной обложкой, качественной прокраской листов, разнообразием цветов и фактур.

Специально для маленьких мастеров разработана детская серия продукции — Kids Series. Наборы цветной бумаги и картона предназначены для детского творчества и хобби и могут использоваться, начиная с трехлетнего возраста.

Офсетные листы цветной бумаги улучшенной прокраски можно не только разрезать ножницами, но и разрывать руками, создавая оригинальные поделки. В серии представлена цветная бумага односторонняя (124777, 124778*), двусторонняя (124780), волшебная (124779), в которую помимо обычных цветов входят золотые и серебряные листы, а также двухсторонняя волшебная (124781).

Продолжает серию мелованная цветная бумага. Более плотные листы позволяют работать не только в технике аппликации, но и создавать объемные поделки. Яркие наборы глянцевой односторонней и двухсторонней цветной бумаги удачно дополнены наборами с флуоресцентной (124789) и волшебной (124786) бумагой.

В наборах Kids Series также представлена двухсторонняя тонированная цветная бумага. Оригинальное оформление упаковки в виде альбома на склейке надежно скрепляет большое количество листов: 40 (124714) и 100 (124715). Цветная бумага, тонированная в массе, имеет насыщенный тон и качественную прокраску без разводов. Двухсторонние листы — идеальный материал для поделок-оригами и создания макетов.

Сделать прочную основу или объемную поделку помогает белый картон. Детская серия Brauberg Kids Series включает наборы белого глянцевого и матового картона разного формата (А4 и А3). Упаковки, оформленные в едином стиле, украшены яркими рисунками на зимнюю тему: белый снег — символ качественного белого картона. На обложке указана полная информация о наборе: количество листов, плотность, формат.

Безграничную детскую фантазию развивает цветной картон разных фактур. Наибольшим покупательским спросом пользуется традиционный цветной картон с матовой и глянцевой поверхностью. Серия цветного мелованного картона включает волшебный набор с 8-мью основными цветами, дополненными одним серебряным и одним золотым листом (124769). Специально для моделирования, хобби и создания презентаций разработан двухсторонний тонированный картон. В ассортименте представлены наборы объемом 48 (124744) и 100 (124745) листов. Оригинальные аппликации и поделки легко создавать с фактурным цветным картоном — бархатным (124756) и флуоресцентным (124773).

Серия Master Class («Мастер класс») торговой марки Brauberg придется по вкусу не только маленьким мастерам, но и взрослым, которым приходится иметь дело с цветной бумагой и картоном. Стильная упаковка с вырубным окошком, демонстрирующим продукцию, оформлена в традиционных черно-желтых цветах торговой марки и привлекает к себе внимание покупателей. Простор для творчества открывает наличие разных форматов, в том числе и большого А3.

Мелованная цветная бумага серии Master Class включает наборы формата А4 (124784) и А3 (124785) с глянцевой поверхностью, двухсторонние разноцветные (124788) и на самоклеящейся основе (124721).

Уникальность картинам и изделиям придает бумага флуоресцентная самоклеящаяся (124722), перламутровая (124716), бархатная (124726), бархатная самоклеящаяся (124727). Отдельно в ассортименте торговой марки представлена цветная бумага со спецэффектами: зеркальная (124717, 124718, 124723) и голографическая (124719, 124720, 124724). Необычная цветная бумага с узорами больше подходит для декорирования, чем для самостоятельного использования. Листы со спецэффектами станут отличным материалом для оформления альбомов ручной работы, открыток или фоторамок.

Дополняет коллекцию Master Class белый и цветной картон. Белые листы с глянцевой поверхностью формата А2 (124764) предназначены для профессионального моделирования, оформления презентаций. Добавить цвета и фактуры в проект помогает картон флуоресцентный (124767), гофрированный или со спецэффектами. Например, для создания металлической поверхности можно использовать картон зеркальный (124747), лакированный «Волшебный глянец» (124774) или гофрированный с металлическим эффектом (124751).

По достоинству оценят цветную крепированную бумагу Brauberg Master Class любители создавать подарки своими руками. Поделочный материал активно используется для подарочной упаковки, оформления букетов, изготовления поделок и аппликаций, украшения праздничного зала и создания карнавальных костюмов. Огромное количество вариантов применения крепированной бумаги стало поводом для создания широкой цветовой гаммы, в том числе и материала с эффектом «Металлик».

Значительное расширение ассортимента торговой марки позволяет предложить покупателям материал для решения любых задач по декорированию*.

«ПИФАГОР»

Формирование максимального предложения для покупателей невозможно без продукции всех ценовых сегментов. Бюджетные варианты цветной бумаги и картона представлены в ассортименте группы компаний «Самсон» торговой маркой «ПИФАГОР». Качественный материал станет отличным помощником детям в воплощении творческих замыслов.

Наборы цветной бумаги формата А4 содержат 8 основных цветов — красный, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный. Офсетная бумага легко поддается сгибанию и отлично держит форму. Красочная упаковка демонстрирует изделия, аппликации, объемные поделки, которые можно изготовить, используя бумагу «ПИФАГОР».

Продолжает коллекцию мелованная цветная бумага плотностью 90 г/кв.м с односторонней прокраской (123524, 123525) и двухсторонняя бумага формата А4 (123522, 123523).

Поделочный картон «ПИФАГОР» представлен наиболее удобным для детского творчества форматом А4. В качестве внутреннего блока использован импортный мелованный картон. Глянцевые листы придают готовой работе дополнительный блеск. Продукция содержит как белый картон с зимними зарисовками на обложке упаковки (121436, 121437), так и цветные наборы.

Серия «Чудо-Картон» состоит из 4-х стандартных цветов (желтый, зеленый, малиновый, черный) и 4-х металлизированных оттенков (золотой, серебряный, синий, фиолетовый). Фольгированные листы — отличный способ декорировать созданную картину. Обложка украшена рисунком с веселыми друзьями (122587) и лесной почтой (122588).

Серия «Волшебный картон» также включает металлизированные листы — золотой и серебряный. В коллекции расширена цветовая гамма стандартных листов, которые позволяют создать любую картинку. Яркие рисунки на обложке с узнаваемыми персонажами из мультфильмов обязательно привлекут внимание детей. Оригинальные материалы, дополняющие наборы «ПИФАГОР», стимулируют творческое развитие детей и желание создавать необычные поделки.

*Подробнее ознакомиться с ассортиментом цветной бумаги и картона можно на сайте www.samsonopt.ru.

«Питер Арт Сервис»

Значение цветной бумаги в детском творчестве невозможно переоценить. Она используется на занятиях в детском саду, в школе на уроках труда, без нее не обходится творческий процесс дома.

Компания «Питер Арт Сервис» с каждым годом расширяет свой ассортимент бумаг и картона. Такие торговые марки, как «Цветик», «Folia» и «Lana», уже давно зарекомендовали себя на рынке хобби и детского творчества.

Цветная бумага и картон «Цветик» окрашены в яркие и насыщенные цвета. Картон позволяет ребенку делать объемные поделки, что хорошо развивает пространственное мышление и моторику рук, делая процесс творчества еще более уникальным и интересным. С помощью наборов «Цветик» можно создавать любые виды аппликаций и проявить все свое воображение и изобретательность.

Торговая марка «Folia» включает огромный выбор бумаг и картона самых невероятных фактур и расцветок. Кокосовая, тутовая, радужная, с имитацией лунной поверхности, цветная крепированная бумаги расширят ваши представления о мире цветных бумаг. Картон «Folia» представлен несколькими видами: текстурный, металлизированный, с голограммой. Цветная фольга может стать отличным дополнением к поделке, придав ей блестящий, праздничный вид. Наборы для творчества «Осень», «Jumbo», «Все времена года», «Креатив» от «Folia» непременно понравятся вашему ребенку. Из декоративных элементов, входящих в набор, можно смастерить своими руками прекрасную поздравительную открытку, украсить упаковку подарка, оклеить шкатулку или создать аппликацию.

Цветная бумага Easy Colours от «Lana» отличается большой палитрой цветов, выпускается в нескольких размерах и плотностях. Окрашена в массе, без кислот, pH-нейтральна, светоустойчива, гладкая с двух сторон. Используется в различных техниках: карандаш, чернила, тушь, гуашь, мелки, для лазерной и струйной печати.

«Хатбер­-М»

Работа с бумагой — увлекательное и интересное занятие, направленное на развитие мелкой моторики рук, фантазии и творческого потенциала. Продукция компании «Хатбер­-М» в основном ориентирована на детскую аудиторию. Яркая и удобная упаковка разрабатывается с учетом особенностей детского восприятия. В каждой серии предусмотрены дизайны для девочек и для мальчиков, а также популярные нейтральные сюжеты — милые домашние животные, герои мультфильмов, яркая и красивая графика. Для привлечения внимания покупателей в оформлении некоторых упаковок использована отделка фольгой, что особенно актуально для наборов металлизированной бумаги и картона.

Коллекции компании «Хатбер­-М» отличаются высоким качеством исполнения, разнообразным наполнением, модными дизайнами, в том числе и лицензионными, которые зарекомендовали себя в тетрадях.

Удобная в использовании продукция выпускается в папках, скрепленных бесшовным клеевым методом или веером. Скрепление веером — запатентованное изобретение компании «Хатбер­-М». Листы такого набора соединены металлической заклепкой и свободно вращаются вокруг нее.

Отличным помощником в детском творчестве станут «Меганаборы» цветного картона и цветной бумаги, упакованные в папку на резинке. Название продукции говорит само за себя: набор включает цветной картон, цветную мелованную бумагу, металлизированную и бархатную бумагу. Большая упаковка открывает широкие возможности для полета фантазии. Надежная папка из мелованного картона с прочными угловыми резинками обеспечивает сохранность листов и удобство при транспортировке. После окончания занятий созданные поделки можно также убрать в папку. Потребительские преимущества такого набора очевидны — все необходимое для творчества собрано в одном месте и ребенок не потеряет ни готовые работы, ни комплектующие.

Детское творчество не знает границ, а часто даже несознательно и интуитивно отступает от правил. Немного фантазии — и успех гарантирован!

Прогнозы

В качестве заключительного слова наши эксперты решили поделиться своим мнением о том, что будет пользоваться спросом у покупателей в ближайшем будущем.

«Цветная бумага и картон используются для аппликаций, плоских и объемных поделок, декорирования. Из них создаются открытки, картины, панно, памятные альбомы, элементы декора интерьера. Основные потребители бумажной продукции для детского творчества — маленькие мастера, в последнее время к ней значительно усилился интерес взрослых. И если дети используют бумагу и картон для создания учебных поделок, то взрослые создают из нее настоящие произведения искусства», — заключает Наталья Суворова («Хатбер-­М»).

Интерес к наборам для творчества подтверждает и Федор Заболотный («Самсон»): «Все большее распространение получает продукция для квилинга — это особый вид рукоделия, создание фигур из тонких, свернутых в спираль бумажных полосок. Немного меньше интереса к скрапбукингу — ручное творчество для изготовления семейных фотоальбомов».

Прислушиваясь к мнению экспертов российского рынка, попробуйте сделать самостоятельный прогноз. Возможно, именно он принесет вам прибыль и повысит уровень продаж!

kanzelaria.ru

1.3. Классификация изделий из бумаги и картона по виду их применения и другим параметрам.

Большое количество разнообразных изделий из бумаги и картона затрудняет их четкую классификацию с позиций конструктивного единства и производственно-технических факторов.

В Германии, например, рассматривают вопросы классификации изделий по виду их применения в народном хозяйстве, исходя из классификации изделий из бумаги и картона, представленных на структурной схеме рис. 3.,

На схеме видно, что все факторы, по которым классифицируются изделия взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Изделия разделяются по средствам упаковки (для технических целей, санитарно-бытовые, декоративные, включая изделия для игр и учебно-канцелярские).

В свою очередь фактор целеиспользования предъявляет требования по отношению к свойствам изделий. Свойства изделий подразделяются:

1) физические – это прочностные свойства, обеспечивающие механическую прочность изделия, его устойчивость к деформациям; 2) химические –

обеспечивают огнестойкость, стойкость к запахам и к влаге; 3) физиологические – обеспечивают безопасность и удобство обращения с изделием; 4) психологические – создают эстетическое, эмоциональное воздействие на человека, и зависят от качества художественного оформления изделия, которое оказывает психологическое влияние.

Рис. 3. Схема взаимосвязи конструктивно-технологических параметров изделий, классифицируемых по цели их использования в народном хозяйстве

Требуемые свойства изделия оказывают влияние на выбор материала,

т. е. сортов бумаги, видов картона, композиции массы для бумажного литья или комбинированного материала на основе бумаги или картона. Выбранный материал, в свою очередь, определяет взаимосвязи конструкции производства и исполнения. К конструкции изделия относят общее понятие, определяющее форму строения и габариты изделия.

Фактор производства включает оборудование, технические устройства, инструмент, рабочий персонал и при данной классификации очень важен, так как определяет степень автоматизации производства и уровень ручной работы. Под исполнением понимают технологические операции, определяющие полностью процесс изготовления, а также способы оформления изделия, предусматривающие качественное выполнение рекламного, информационного или других изображений, выполненных по замыслу дизайнера и преследующих эстетическое воздействие на потребителя.

Картонно-бумажную упаковку и тару классифицируют по конструктивно-прочностным факторам. По степени жесткости упаковка может быть жесткой и мягкой. К жесткой упаковке относят: кар тонные барабаны, контейнеры и ящики, тару из бумажного литья. К мягкой упаковке относят: бумажные мешки, пакеты, кульки, конверты и общую бумажную упаковку. По функциональному назначению тару классифицируют на транспортную и потребительскую. Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть транспортной единицы, потребительская тара поступает прямо потребителю. Четкого функционального различия иногда между ними нет.

По конструктивным особенностям тару подразделяют: на неразборную, разборную, складную, разборно-складную.

К неразборной картонной таре относят: барабаны, некоторые конструкции ящиков, контейнеров, лотков; к складной – большинство ящиков и лотков; к разборно-складной – ящики и различные вспомогательные элементы в виде решеток, вкладышей, перегоро­док и других деталей.

По основному материалу упаковку группируют на тару из картона и бумаги, бумажного литья и комбинированных материалов. Классификация по конструктивному признаку и виду материала включает основные группы: ящики из гофрированного и сплошного склеенного картона; лотки картонные, барабаны картонные, навивные, мешки бумажные, тара из бумажного литья, поддоны картонные, контейнеры картонные, амортизаторы и перегородки.

Тара из гофрированного картона подразделяется на следующие группы: ящики, лотки, барабаны сшивные, поддоны, контейнеры, прокладки, обечайки, перегородки, вкладыши и т. п. В свою очередь тара из сплошного картона и бумажная тара классифицируются по конструктивным признакам на различные виды в зависимости от требований потребителя и способов изготовления.

Изделия для технических целей предпочтительнее систематизировать по их назначению для определенных отраслей промышленности; текстильной, электро-, радиотехнической, моторостроительной и др.

Санитарно-бытовые изделия разделяют на группы: санитарно-гигиенические предметы (пеленки разового пользования, пакеты гигиенические, бельевые, носовые платки, туалетная бумага и т.п.), изделия кратковременного пользования (бумажная посуда, тарелки из пластифицированного картона, бумажные сумки, бумажные платья, домашняя мебель из картона, временные картонные жилые ячейки для районов стихийных бедствий и прочие предметы быта).

По конструктивным признакам к учебно-канцелярским изделиям относятся: тетради школьные и общие; альбомы и папки для рисования и черчения; тетради для нот; альбомы для фотографий, марок и открыток; блокноты; записные книжки; алфавиты и реестры для телефонов; алфавитные книги; календари-еженедельники; календари настольные; наборы: сувенирные, почтовые; конверты. Для писем; бланки и другие изделия.

К игрушкам и декоративным изделиям из бумаги и картона относятся цветы, цветные гирлянды, флажки, колокольчики, шары, фонарики и другие карнавальные украшения, и головные уборы. Многие декоративные изделия входят в номенклатуру игрушек для детей дошкольного возраста; например; карнавальные изделия и театрально-игровые костюмы для детей, настольные игры, елочные игрушки, книжки, панорамы и т.п.

Основной перечень классифицируемых изделий для технических, санитарно-бытовых, учебно-канцелярских и декоративно-оформительских целей включает в себя большое количество изделий. Классификация не включает книжно-журнальные изделия, которые относятся к полиграфической промышленности

studfiles.net

Бумаги и картона

Обработка картона и бумаги наиболее широко применяется учителями в практике обучения технологии. Эти материалы доступны, обладают прекрасными конструктивными особенностями, легки в обработке и имеют привлекательные внешние свойства. Для того чтобы учащиеся качественнее выполняли изделия из бумаги, необходимо научить их ориентироваться в разнообразии ее видов и сортов, различать важнейшие качественные особенности наиболее распространенных видов. Ознакомление со свойствами бумаги позволяет учащимся грамотно и по назначению использовать ее для письма, рисования, изготовления изделий или упаковки разных предметов. Наиболее подробно методика изучения свойств бумаги и картона освещена в пособии В.П. Кузнецова и Я.А. Рожнева [34]. Приведем ее в кратком изложении.

В первом классе учащихся необходимо ознакомить с наиболее общими особенностями бумаги, которые можно установить рассматриванием или ощупыванием, а также мобилизацией собственного накопленного опыта.

В ходе опытов и наблюдений свойств бумаги учащиеся узнают, что бумага сделана из волокон древесины, соломы, камыша, тряпья с добавлением примесей природных минеральных (белая глина, тальк) и клеевых веществ. Они учатся определять направление волокон в листе бумаги.

Оценка толщины бумаги и картона - одно из наиболее важных умений по определению их свойств. С этим качеством ученики знакомятся в первом классе и выделяют его в процессе наблюдений свойств рисовальной, писчей, цветной и др. видов бумаги и наиболее распространенных видов картона.

Во втором классе совершенствуются умения определять наблюдаемые качественные особенности материалов. Знания детей дополняются сведениями о свойствах бумаги и картона: прочности, толщине, мягкости, гибкости. Свойства бумаги изучаются в сравнении со свойствами хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей. На уроках математики дети изучают разностное и кратное сравнение чисел и, следовательно, могут определить во сколько раз один вид бумаги толще или тоньше другого.

В третьем и четвертом классах изучаются важнейшие физические свойства бумаги и картона. Их свойства изучаются в сравнении со свойствами других материалов. Проводятся наблюдения по установлению причин изменения свойств бумаги и картона, выявлению наилучших способов обработки этих материалов. В ходе проведения опытов дети могут ознакомиться не только со свойствами бумаги и картона, но и с их конструктивными особенностями: плотность, гибкость, формообразование, со способами изменения некоторых ее свойств.

Учитель сообщает детям, что существуют науки, занимающиеся изучением свойств материалов: материаловедение, сопротивление материалов, технология обработки материалов. Полезно посетить цеха по изготовлению бумаги, переплетные мастерские, канцелярские отделы магазинов и др.

Специфические особенности бумаги и картона можно освоить только в ходе опытов и наблюдений. Методика проведения простейших наблюдений и опытов с бумагой и картоном освещена в методическом пособии Н.Е. Цейтлина и Я.А. Рожнева [70]. Важные отличительные свойства бумагиможно наблюдать, искусственно изменяя их свойства (намокание, горение, сминание, разрывание и т.д.). К примеру, продольное или поперечное направление волокон в бумаге можно проверить, разорвав лист бумаги. В продольном и поперечном направлениях бумага обладает различными механическими и физическими свойствами, к паримеру, отрезанная полоска по поперечному направлению волокон при наклеивании дает морщинки, а в продольном - ложится гладко и хорошо приклеивается. Плотность и прочность бумаги и картона можно определить с помощью ощупывания или визуально - рассмотреть лист на просвет, рассмотреть через лупу место разрыва. Если лист бумаги имеет выраженную облачность, а волокна бумажной массы имеют разную окраску и толщину, это говорит о низком качестве материала.

Основные отличительные свойства бумаги выделены в методических рекомендациях, изданных Г.П. Калининой для учителей начальных классов [29]. Рассмотрим некоторые их них.

Бумага - материал листовой, ее продают большими листами, в пачках, рулонах.

Структура - внутреннее строение бумаги, благодаря которому один может быть упругим, другой - мягким, пластичным. Бумагу с упругой, жесткой структурой используют для бумажной скульптуры, аппликации, для изготовления изделий в технике киригами. Материалы с мягкой структурой используют при изготовлении деталей, легко меняющих форму способом складывания, скручивания, скатывания.

Фактура - внешний вид поверхности бумаги, полученный в результате определенной технологической обработки. Фактурные свойства бумаги: тонкая и толстая; белая и цветная; гладкая и шероховатая; плотная и рыхлая; полупрозрачная и непрозрачная; украшенная рисунком или тиснением; с блестящей и матовой поверхностью и др. Фактура определяется с помощью осязания. На ощупь можно определить гладкость и шероховатость бумаги, ее мягкость, холодную или теплую ее поверхности и др. Фактура оказывает влияние на пропорциональное соотношение формы - крупный рисунок на поверхности бумаги зрительно уменьшает размеры детали, мелкий же, наоборот, увеличивает ее размеры. Эффектно использование в одном изделии разнородных фактур: легкой и тяжелой, матовой и глянцевой. Недостаточное внимание к фактуре бумаги при выборе ее для деталей может привести к неудачному сочетанию бумаги разной фактуры в одном изделии, что зрительно создает дисгармонию и дробность формы готового изделия.

Водопроницаемость - отношение бумаги к воздействию влаги. Это свойство необходимо учитывать при подборе бумаги в соответствии с назначением будущего изделия.

Прочность -сопротивление бумаги разрыву, сминанию, складыванию. Это свойство необходимо учитывать при выборе бумаги в соответствии со способом обработки бумаги и с назначением будущего изделия.

Пластичность - свойство бумаги сохранять форму после снятия нагрузки. Необходимо учитывать это свойство при конструировании объемных форм.

Мы рассмотрели только основные свойства бумаги, которые оказывают влияние на эстетические качества изделия и которые важно учитывать при освоении того или иного способа ее обработки. Эти же свойства необходимо учитывать в процессе обработки картона.

Для организации опытов и наблюдений необходимо подобрать коллекцию наиболее распространенных видов бумаги и картона. Коллекцию материалов подбирают и классифицируют по назначению, видам и сортам. В процессе ознакомления с видами и сортами бумаги и картона ученики получат представление о качественных особенностях материалов, усваивают знания о том, что им придают те или иные свойства в зависимости от назначения. Рассмотрим наиболее распространенные виды бумаги.

Писчая бумага или потребительская. Выпускают четырех сортов: бумага № 0 - высшего сорта, вес 80 г/м.кв., сделана из тряпья, целлюлозы; № 1 - 70-80- г/м.кв., сделана из беленой целлюлозы; № 2 - вес 65 г/м.кв., сделана из беленой и небеленой целлюлозы; № 3 - вес 60 г/м.кв., сделана из небеленой целлюлозы и бумажной массы. Такая бумага вполне пригодна для изготовления изделий способом сгибания и складывания и для оклейки объемных конструкций.

Чертежно-рисовальная бумага. Вырабатывается из тряпья и белой целлюлозы. Рисовальная бумага состоит преимущественно из целлюлозы, вес ее 130-160 г/м.кв., поверхность шероховатая, хорошо принимает краску. Такая бумага не вполне пригодна для конструирования бумажных изделий, так как она хорошо держит форму, но быстро пачкается. Для изготовления изделий в технике киригами и бумажной скульптуры наиболее пригодна чертежная бумага. Она обладает почти теми же свойствами, что и рисовальная, но эта бумага гладкая, более устойчива к намоканию и меньше пачкается при работе.

Печатная бумага. Различают ценные сорта - для изготовления лотерейных билетов, журналов, книг, также и менее ценные сорта этого вида бумаги - для изготовления брошюр, блокнотов.

Бумага для офисной техники. Относят к ценным сортам бумаги. Используют для работы с ксероксами и принтерами. Вес бумаги 80 г/м.кв., размер листа 210х297 мм. Так называемые «оборотки» - использованные листы этой бумаги часто используют для упражнений, для свободного рисования, для изготовления оригамных работ и др.

Обойная бумага. Раньше выпускалась из дешевого сырья. В настоящее время качество ее значительно улучшилось. За счет разнообразных добавок появились прочные обои разной толщины из белой, лощеной, шероховатой и других видов бумаги. Тонкие и прочные обои разнообразных расцветок подходят для аппликации и объемного конструирования.

Бумага техническая. Для работы с детьми наиболее подходит бумага для упаковки шоколадных плиток. Это тонкая, прочная бумага с глянцевой поверхностью. Такую бумагу хорошо сгибать, складывать, резать. Из нее получаются красивые объемные фигуры и изделия в технике оригами.

Знания свойств бумаги и картона позволят детям грамотно и по назначению использовать эти материалы в практических целях. Необходимо давать детям задания самостоятельно подбирать для работы материалы, обосновывать правильность своего выбора. К примеру, для изготовления изделий способом складывания лучше подойдет писчая или специальная бумага для оригами, которая достаточно прочная, сохраняет свои свойства даже после неоднократного сгибания и складывания. Для аппликационных работ подойдут разные виды бумаги: глянцевая, тисненая, «под мрамор», самоклеящаяся и др. Объемные изделия хорошо получаются из картона, ватмана, бархатной, рисовальной, настольной бумаги. Для снятия копий необходимо иметь копировальную, кальку или просвечивающие тонкие виды бумаги.

Для работы с бумагой и картоном нужно правильно подбирать инструменты.

В последнее время в продаже появились специальные резаки для работы с бумагой. Это макетный нож с полотном длиной 10-12см, коротким заточенным лезвием, срезанным под углом 45 градусов.

Шило необходимо для прокалывания отверстий, для скручивания бумажных полосок, нанесения клея в труднодоступные участки конструкции, оно должно иметь удобную ручку и иглу 2,5 – 3см длиной.

Ножницы подойдут как обычные канцелярские, также медицинские с закругленными концами (для вырезания небольших участков по криволинейному контуру).

Зажимы или канцелярские скрепки необходимы для предварительного соединения деталей при монтаже изделия.

Линейки разной длины - от 15 и до 100см, пластмассовые или металлические.

Трафарет и шаблон – приспособления, выполненные из плотной бумаги, фанеры, пластмассы и др. материалов, которые имеют сложную, необходимую для работы, форму. Эти приспособления для начальных классов могут иметь простую форму – квадрат, круг, овал и др. Разметка по шаблону выполняется по внешнему контуру. Разметка по трафарету выполняется по внутреннему контуру.

Пробойник - металлическая трубка с заостренным краем. Они потребуются для просечки отверстий. Просечка отверстий выполняется с помощью небольшого молотка.

Гладилка - округлая палочка, необходимая для проглаживания линии сгиба в процессе обработки картона, плотных видов бумаги, многослойном складывании.

Пресс - тяжелый предмет, предназначенный для придавливания чего-либо. В качестве пресса могут служить книги, доски, металлические пластины.

В процессе работы с бумагой и картоном учащиеся осваивают необходимые трудовые операции. Освоение трудовой операции можно начинать с выполнения ряда упражнений на заготовках, а затем применять освоенные способы в процессе изготовления конкретного изделия.

Рассмотрим основные способы обработки бумаги и картона.

Сгибание – операция, в результате которой отдельные части бумаги и картона располагаются под углом друг к другу. Сгибаться то же, что и гнуться, принимать изогнутую форму. Сгиб – место, по которому что-то согнуто или сгибается (сгиб локтя, переплета и др.) [Ожегов]. Способом сгибания бумаге придают форму конуса, цилиндра и др. Сгибание картона лучше выполнять на болванках, которые можно заменить банками, флаконами, бутылками.

Складывание (складывать, сложить) - перегнув, свернув положить, уложить в каком-нибудь виде, придать какую-нибудь форму (например, сложить лист пополам). В изделиях, выполненных способом складывания, сохраняется приданное сгибом направление, так как часть волокон при проглаживании линии сгиба согнулась или сломалась. Складывание листа выполняется «от себя», проглаживание сначала осуществляется ребром ладони, а затем гладилкой или кольцом ножниц.

Рицовка - надрезывание верхнего слоя волокон бумажного листа резаком с помощью линейки и без линейки для получения четкой или ровной линии сгиба на плотной бумаге или картоне. Выполнение такой операции требует хорошей кинестезической ориентировки, ловкости, умения правильно держать инструмент. Надрезы выполняют по прямолинейному контуру или по кривой. Затем по линии надреза выполняют сгибание и складывание.

Биговка - продавливание бумаги по линии сгиба для получения углубленных бороздок (бигов) с помощью острого конца гладилки, шариковой ручкой с пустым стержнем и т.д. для получения четкой линии сгиба. Обработанную таким способом бумагу легко согнуть и сложить в заданном направлении.

Фальцевание - заглаживание места сгиба с помощью гладилки. При выполнении данной операции развивается кинестезическая и зрительная ориентировки, т.к. приходится постоянно осуществлять контроль, чтобы при складывании края или углы заготовки были хорошо обработаны. Для упражнения используют прямоугольный лист рисовальной бумаги.

Гофрирование - прием складывания бумаги в 3, 4, 5 и более слоев так называемой «гармошкой». Необходимо научить складывать бумагу так, чтобы все грани и ребра «гармошки» были четкими и одинаковой ширины. Для упражнений используют тетрадную бумагу в клетку.

Просекание - выполнение отверстий разной ширины на заготовке с помощью просечек. При работе с этими инструментами необходимо соблюдать правила техники безопасности Края просеченного отверстия должны быть идеально ровными. Для упражнений используют небольшой лист чертежной бумаги или тонкого картона. Чтобы не испортить поверхность стола, под лист подкладывают пачку из 2-3 газет или журнал.

Скручивание - обработка бумажной полосы с помощью инструментов (ножницы, вязальные спицы и др.). Для упражнений используют бумажные полоски разной длины и толщины.

На уроках технологии учащиеся осваивают разные способы монтажа, сборки и соединения бумажных и картонажных конструкций. Для предварительной сборки изделий можно использовать скрепки, скобки, скотч. Окончательная сборка изделий выполняется разъемным и неразъемным способами с помощью специальных соединительных и крепежных материалов.

Неразъемные способы сборки

Соединение отгибами. Края деталей отгибают на определенную ширину и соединяют с помощью клея.

Соединение клапанами. В местах соединения деталей имеются небольшие клапаны. Клапаны намазывают клеем и приклеивают на внутренних поверхностях деталей.

Соединение деталей бумажной полосой. Бумажную полосу приклеивают на внутреннюю или внешнюю сторону стыков двух соединяемых деталей.

Разъемные способы соединения деталей.

Соединение «в щель». На деталях делают по месту разметки прорезь. В прорезь вставляют готовую деталь. Клей при сборке не используют.

Соединение «в замок». В первой детали по линии разметки делают прорезь (разрезают щель длиной 1-2см внутри детали) от точки А к точке В. На второй детали делают надрез (от наружного края детали - внутрь длиной 1-2см ) от точки В (край детали) к точке А (внутри детали). Вторую деталь надрезом вставляют в прорезь первой детали и продвигают ее так, чтобы точка А на первой детали соединилась с точкой А на второй детали. Можно соединять детали и с помощью двух надрезов. Для этого достаточно соединить детали - щель в щель.

Соединение с помощью бумажного штифта и шплинта.Обе соединительные детали представляют собой бумажный стержень для неподвижного соединения деталей. Полоску бумаги скручивают в трубочку и вставляют в отверстие, равное толщине приготовленной трубочки. У шплинта один конец трубочки разрезан вдоль на 0,5-1,5см, а другой слегка сплющивают (как шляпку гвоздя). При соединении шплинтом разрезанный конец слегка раздвигают. Таким образом, шплинт надежно держится в отверстиях деталей.

Разметка на бумаге и картоне.

Разметка - исходная производственная операция. Это нанесение на бумагу или картон с помощью чертежно-измерительных инструментов или на глаз всех рабочих и вспомогательных линий деталей, выкроек. Вспомогательные и рабочие линии наносятся и на самих деталях (надрез, прокол, место нанесения клея, место сгиба).

Разметка на глаз выполняется рисованием без чертежно-измерительных инструментов.

Разметка по трафарету или шаблону применяется при разметке деталей сложной формы или при разметке большого количества деталей.

Разметка по клетчатой бумаге или, как еще ее называют по намеченным контурам, выполняется на первых этапах обучения разметке.

Разметка переводом выполняется через копировальную бумагу или кальку при разметке сложных деталей, имеющих много дополнительных обозначений и требующих точности в выполнении криволинейных контуров.

Разметка на просвет выполняется на специальном столе, имеющем прозрачную поверхность и подсветку или, при необходимости, на оконном стекле.

Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов - линейки, угольника, чертежного и измерительного циркулей выполняется как на бумаге, так же на картоне.

При выполнении любых видов разметки необходимо соблюдать следующие требования:

- все виды разметки выполняются с учетом экономии материалов;

- разметка осуществляется в верхнем левом углу на изнаночной стороне листа;

- разметку крупных деталей удобнее выполнять стоя;

- шаблон и трафарет придерживают так, чтобы он был прижат к материалу в нескольких точках;

- разметку по шаблону и трафарету выполняют следующим образом: разметку начинают от верхней точки в низ, с начала по левому краю шаблона, а затем от верхней точки в низ по правому краю шаблона, линия разметки должна быть хорошо видна работающему;

- придерживать линейку при разметке необходимо в нескольких точках, так, что бы линия разметки проходила с верху (над линейкой) или со стороны рабочей руки.

Резание бумаги и картона.

Резание бумаги и картона выполняется ножницами и макетным ножом (резаком) - это наиболее распространенный способ обработки бумаги.

Резать - разделять на части, отделять от целого чем-нибудь острым [Ожегов]. Резание выполняют ножницами или ножом. При резании ножом необходимо подкладывать под материалы подкладную доску или стопку газет. Детей необходимо учить резать по прямому и криволинейному контуру.

При обработке бумаги ножницами необходимо соблюдать следующие правила:

- при резании по прямой линии надо смотреть на концы ножниц и направлять их вдоль намеченной линии;

- при резании по внешнему криволинейному контуру ножницы передвигают против часовой стрелки, надо смотреть на место резания, поворачивая не ножницы, а заготовку;

- по внутреннему контуру режут по часовой стрелке;

- большие листы бумаги удобнее разрезать ножом;

- при резании бумаги нож держат наклонно, а при резании картона нож держат вертикально.

Резание макетным ножом по линиям разметки удобнее выполнять с помощью металлической или пластмассовой линейки, а еще лучше фальцлинейки (металлическая линейка с выступающим бортиком). При выполнении трудовой операции нож держат под углом 35-40 градусов к линии разреза, указательный палец должен находиться на тыльной стороне ножа, полотно ножа должно плотно прилегать к рабочей грани линейки, нажим не должен быть сильным. Выполнение данной трудовой операции способствует развитию кинестезической ориентировки, формирует ловкость и сноровку, умение экономить не только материалы, но и рабочие движения.

Ручные способы обработки бумаги.

Разрывание - деление на части листа бумаги; обрывание - отделение части от целого листа бумаги; вырывание - отделение небольшого кусочка бумаги от края листа. При обработке ручным способом необходимо знание таких свойств бумаги как направление волокон, пористость, толщина.

Склеивание бумаги и картона.

Для работы с бумагой в настоящее время применяются разные клеящие материалы. При сборке бумажных изделий можно использовать мучной клейстер, крахмальный клейстер (с добавлением борной кислоты 1г. на 15-30г. муки или крахмала), декстриновый или обойный клей, клей ПВА, казеиновый клей. Наиболее подходящим из них является клей ПВА. Одно из его преимуществ перед другими материалами - быстрота высыхания. При высыхании клей ПВА превращается в прозрачную пленку не видимую на бумаге. Силикатный клей не рекомендуется использовать в начальных классах.

Работая с клеем важно соблюдать следующие правила:

- под детали необходимо подкладывать лист бумаги или клеенку;

- кисть для клея должна быть жесткой, соразмерной размерам деталей;

- при оклеивании картона бумагой, клей наносят на оборотную сторону бумаги, а не на картон, так как бумага тоньше и размокает быстрее и равномернее;

- клей наносят тонким равномерным слоем;

- после нанесения клея надо подождать, чтобы бумага намокла и растянулась;

- намазанную клеем деталь осторожно накладывают на изделие более широкой стороной, затем ее накрывают чистой бумагой и протирают салфеткой, слегка разглаживая от центра к краям;

- плоские изделия просушивают под прессом.

Сшивание бумаги и картона.

Для работы потребуются иглы, шило, подкладные доски, нитки, леска, тонкая проволока. Способ соединения деталей сшиванием чаще всего используется при переплетных работах, при изготовлении карнавальных костюмов, сборке деталей оклеенных тканью.

Окрашивание бумаги и картона.

Окрашивать - покрывать или пропитывать краской, красящим составом[Ожегов]. Наиболее простой способ окрашивания бумаги выполняется анилиновыми красками. Краски разводят в тазу и опускают в него листы бумаги, а затем сушат, разложив на газетах.

Окрашивание «набрызгом» выполняют с помощью одежной или зубной щетки. Для окрашивания используют гуашь, акварель.

Для окрашивания кистью используют широкие (флейцевые) кисти.

Окраску «под мрамор» выполняют любой масляной краской, разведенной бензином или керосином.

Окантовка картона.

Окантовать, окаймлять кантом[Ожегов]. Чтобы изделия из картона были более прочными, их оклеивают переплетной бумагой, коленкором, лидерином, тканью. Оклеивание можно выполнять целым листом или полосой. Окантовка картона чаще используется при выполнении переплетных работ.

Лидерин - хлопчато-бумажная окрашенная или неокрашенная ткань. На лицевую сторону ткани нанесена пленка из нитроцеллюлозы, пластификаторов и разных наполнителей. По внешнему виду лидерин напоминает кожу, и выглядит более эстетично, чем коленкор.

Коленкор - окрашенная хлопчато-бумажная ткань, пропитанная составом из крахмалистых и минеральных веществ.

Работа с бумагой оказывает всестороннее влияние на развитие детей. В процессе изготовления изделий из бумаги и картона у учащихся формируются такие качества личности как усидчивость, трудолюбие, художественный вкус, эстетическое восприятие, умение анализировать, самостоятельно мыслить и др.

Работа с бумагой и картоном способствует развитию мышц кистей рук, формирует координацию и точность движений. Практические навыки, которые формируются у учащихся в процессе работы с бумагой и картоном позволяют успешно осваивать правила и приемы работы с другими материалами. Это объясняется типичностью операций, характерных для всех видов труда.

Например, работа над бумажной скульптурой предполагает аналитический характер деятельности и способность нестандартного мышления. В процессе конструирования из бумаги ориентировочная деятельность ребенка становится более целенаправленной, увлекает ребенка и приводит порой к нестандартным, творческим решениям конструкторских задач. Процесс работы над бумажной конструкцией развивает способность к созданию разных целостностей. Использование минимума средств при максимальной выразительности фактуры материалов приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой ребенком, так и всей решаемой конструкторской задачи.

Контрольные вопросы.

1.Какие отличительные особенности бумаги изучают учащиеся в 1, 2, 3 классах?

2.Назовите основные способы обработки бумаги.

3.Назовите инструменты, необходимые для обработки бумаги.

4.Какие материалы используют для окантовки картона?

Задания для самостоятельной работы.

1. Найти сведения о способах изготовления бумаги.

2. Изучить литературу по различным техникам обработки бумаги. Сделать сообщение об одной из технологий изготовления изделий из бумаги.

3. Сделать сообщение о видах бумаги, картона и их свойствах. Собрать коллекцию картона и бумаги для демонстрации учащимся на уроках технологии в начальных классах.

4. Изучить правила безопасного труда при работе с режущими инструментами.

Задания для лабораторной работы.

1.Проанализировать 3-4 образовательные программы по технологии. Выделить задачи по формированию технологических и трудовых умений и навыков, которые авторы рекомендуют формировать у учащихся 1, 2, 3, 4 классов в процессе работы с бумагой и картоном? Какие объекты труда авторы предлагают для практической работы?

2.Разработать фрагмент урока технологии, на котором в процессе опытнической работы учащиеся смогут наблюдать конкретные свойства бумаги.

3.На листах альбомной бумаги разработать схематические инструкционные карты, демонстрирующие способы соединения деталей из бумаги в конкретном изделии.

4.Продемонстрировать фрагмент урока по теме «Работа с бумагой», на котором учитель решает конкретную задачу формирования культуры труда.

5.Разработать инструкции по правилам безопасной работы при обработке бумаги и картона.

6.Разработать модель «Твое рабочее место» для демонстрации учащимся на уроках по обработке бумаги.

7.Изготовить образцы изделий из бумаги (в 4-5 техниках) для использования их на уроках технологии в начальных классах.

Предыдущая11121314151617181920212223242526Следующая

Дата добавления: 2015-03-23; просмотров: 10509; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

1. Общие положения методики конструирования изделий из бумаги и картона

1.1. Особенности конструирования и оформления основных видов изделий из бумаги и картона.

В настоящее время отсутствуют какие-либо общие теоретические основы конструирования изделий из бумаги и картона. Существуют различные подходы к вопросам конструирования картонно-бумажных изделий, основанные на практическом опыте различных предприятий по переработке бумаги и картона в большинстве своем вырабатывающих упаковочные изделия. На основе имеющихся отечественных и зарубежных литературных данных, анализа опыта работы отечественных предприятий по переработке бумаги и картона можно выделить ряд особенностей конструирования и оформления изделий. Например, при конструировании и оформлении различных видов картонно-бумажной упаковки вначале принимают во внимание технико-экономические параметры: будет ли данный вид эффективен только для определенного товара, какова потребность в таре для данного товара, каковы должны быть потребительские свойства изделия, возможности автоматизации упаковки и т. п.

На дальнейших стадиях конструирования определяют основные функции упаковки: ее защитные свойства, удобство пользования изделием в сфере потребления товара и при его транспортировке, обеспечение рекламных и информационных сведений об упакованном товаре. Конструирование картонно-бумажной упаковки осуществляется комплексно с учетом научно-технических, экономических и эстетических требований. При конструировании и разработке новых упаковочных изделий для художников-конструкторов (дизайнеров) в США разработан обязательный перечень вопросов для проектирования изделий картонно-бумажной упаковки. Учет этих вопросов в процессе конструирования является одним из подходов к проектированию таких изделий и требует от конструктора всесторонних знаний, как в области технологии бумаги, химии, сопротивления материалов, оборудования переработки бумаги и картона, так и в области конструирования формы, рекламного оформления, товароведения и экономики. Краткий перечень этих вопросов используется при подготовке художников-конструкторов и представляет интерес для конструкторов, проектирующих картонно-бумажную упаковку и упаковку из комбинированных материалов, раскрывает особенности проектирования и оформления упаковки наиболее распространенных изделий из бумаги и картона. Приводимый ниже сокращенный перечень этих вопросов, отражающий совокупность факторов, которые учитываются при разработке новых конструкций упаковки, начинается с физического состояния продукта и защитных свойств упаковки для данного товара.

Физическое состояние продукта-предмета упаковки. Что собой представляет продукт: порошок, зерно, твердое или вязкое вещество, маслянистое или жирное вещество, газ и какова должна быть защита продукта от воды и пара в производственных условиях при употреблении и при продаже.

Подверженность продукта порче под воздействием: света, температуры, коррозии, микробов, грызунов и др.

Химическое воздействие друг на друга продукта и упаковки.

Обеспечение упаковкой сохранности цвета, аромата и физиче­ской формы продукта (например, у хрупких товаров).

Обеспечение прочности места такой же склейки как сам мате­риал упаковки.

Конструктивные качества материала упаковки. Возможность материала подвергаться скоростной механической обработке на автоматах.

Стойкость к высоким и низким температурам в условиях пере­возки продукта в рефрижераторах.

Сохранность упаковки в условиях хранения на складах.

Наиболее пригодный материал для сохранения герметичности.

Оборудование. Необходимость современного оборудования для изготовления упаковки, заполнения продуктом и запечатывания.

Соответствие используемого материала ускорению процесса производства, повышению эффективности качества и экономичности упаковки.

Требования к конструкции. Соответствие формы и габаритов упаковки параметрам современных машин и конвейеров.

Удобство способа запечатывания упаковки с точки зрения потребителя.

Соответствие отверстия в упаковке способу ее заполнения продуктом.

Целостность упаковки при складировании и транспортировке.

Потребность применения особых методов и способов или специального оборудования при изготовлении данного вида изделия.

Удобство незаполненной упаковки для перевозки и хранения.

Легкость и удобство сборки изделия, состоящего из нескольких частей.

Удобство транспортировки незаполненной упаковки в контейнерах, предназначенных для перевозки таких изделий.

Удобства упаковки для потребителя. Удачность выбора разме­ров упаковки с точки зрения потребителя.

Возможность произвести наружный осмотр продукции в упаковке.

Легкость раскрытия упаковки и возможность в случае надобности закрывать ее снова.

Наличие специальных приспособлений для разлива продукта (носик, желобок, отверстие и т. п.).

Удобство при высыпании и выливании содержимого упаковки и возможность держать ее в руках. Удобство упаковки для хране­ния в холодильнике, на полке, в ванной комнате или в других местах.

Экономичность конструкции. Расход на данную упаковку минимального количества материала.

Обеспечение упаковкой сохранности продукта.

Возможность экономичной транспортировки при данной массе, размере и конструкции упаковки.

Демонстрация товара. Выставка товара на полку, на прилавок или в витрину.

Пригодность формы и размеров упаковки для широкой демонстрации товара, привлекательность внешнего вида отдельно взятого изделия.

Товар выставляют на уровне глаз покупателя или ниже. Устанавливают сторону упаковки, обращенную к покупателю.

Особенности отображения информации и основные сведения о товаре. Приведение необходимых сведений о товаре на упаковке и правильное их размещение. Четкое обозначение на упаковке названия товара и фирменного знака. Отражение упаковкой отличительных черт продукта, его качества.

Выделение специального места для указания цены товара. Оформление, как средство привлечения внимания покупателя. Цвет и рисунок должны отвечать хорошему вкусу, назначению товара и запросам потребителя.

Необходим хороший вид упаковки на расстоянии, при ближай­шем рассмотрении, на полке, прилавке, в витрине, домашних условиях.

К вопросам, которые должны рассматриваться и учитываться дизайнерами упаковки, относятся вопросы согласования размеров внешнего вида и конструкции упаковки, а также разработка полной спецификации конструкции упаковки по цвету, размерам, технологии изготовления, необходимой также и в качестве справочного материала для последующего использования.

Пути решения вопросов, связанных с разработкой и конструированием тары на основе комбинированных возможных решений, предлагаемых специалистами Германии, схематически показаны на рис. 1. Между заданием на конструирование определенного вида элемента упаковки тары и его наилучшим выполнением существует следующая связь: в основе своей задание содержит все возможные решения. Каждое отдельное решение является комбинацией известных элементов; каждое решение имеет недостатки, которые можно свести к минимуму; решение с минимальным количеством недостатков будет оптимальным решением.

Специалисты по проектированию рассматривают возможные комбинации, например при решении вопроса соединения углов ящика или коробки из картона с применением вспомогательных средств (рис. 2). При конструировании соединения угла ящика должен учитываться основной принцип изготовления угла, состоящий в подготовке способов его формирования, предусматривающих возможную вырубку угла закроя для некоторых конструкций.

Рис. 1. Путь к решению вопросов конструирования средств упаковки

В случае вырубки угла (или без вырубки) возможные соединения углов приводят ко многим вариантам решений, каждый из которых обладает определенными преимуществами и недостатками. Оптимальное решение можно будет найти из следующих положений: 1) производственных возможностей изготовления выбранных геометрических форм емкости, определенными рабочими способами; изготовление круглых емкостей, например, может быть осуществлено способом намотки бумаги на дорнс или способом вытяжки картона с помощью инструмента и механизма вытяжки; 2) оценки выбранных материалов с позиций прочности, стойкости к внешним воздействиям и внешнего вида; 3) возможностью сохранения необходимых первоначальных потребительских свойств в зависимости от времени хранения; 4) производительности оборудования для данного варианта решения; 5) экономической эффективности выбранного варианта с учетом объема производства данного изделия.

Оформление таро-упаковочных изделий преследует также рекламные цели, создание привлекательного вида товара. Для этого используются современные способы полиграфического оформления, способствующие наиболее эстетическому оформлению упаковки и передаче необходимой информации о качестве и свойствах товара.

Рис. 2. Возможные варианты решений вопроса соединения углов картонной тары, связанных с выбором способа соединения

Задачей оформления является информация: о целевом применении товара, обосновании вида, места и времени применения, форме торговли – с обслуживанием, самообслуживанием пли продажей в автоматах. С помощью оформленной упаковки потребителю сообщают следующие сведения: 1) характеристику товара в виде изображения или описания; торговое наименование, номер ГОСТа или стандарта; 2) о качестве товара (сорт, материал, надежность, дата изготовления); 3) об изготовителе: наименование предприятия, заводской номер, тип или марка изделия; 4) о количестве и стоимости товара; 5) о способах обращения с упаковкой при транспортировке и складировании; 6) о порядке пользования товаром.

Внешний вид упаковки и содержание информации о товаре выполняют в форме, способствующей облегчению выбора товара. Конструкция тары должна обладать соответствующей формой и хорошим полиграфическим оформлением. Обычно элементами корпуса тары являются простейшие геометрические формы: прямоугольная, косоугольная, цилиндрическая. Виды корпуса подразделяют: на простой или целенаправленный, правильной пли неправильной формы, декоративный и др.; виды поверхности обычно бывают представлены основными геометрическими формами: треугольной, шестиугольной, симметричной или ассиметричной; размеры корпусов подразделяются на абсолютно большой, относительно большой, средний и другие размеры. Кроме основных параметров, влияющих на выразительность формы тары, важными элементами полиграфического оформления являются:

1) краски (свойства красок для шрифтов и рисунков);

2) рисунок, форма выполнения рисунка (рисунок или фотография);

3) вид изображения (реалистическое или символическое);

4) шрифт – стиль шрифта, начертания, гарнитура и размер.

Элементы и композиционные решения оформления выбирают в зависимости от рекламных требований, вида материала, переработки и способов полиграфической печати. При полиграфическом оформлении используют методы нанесения рисунка или печати, ограничивающие наличие видимых дефектов, уменьшающие возможный процент брака.

Важной особенностью конструирования изделий упаковки является расчет потребности материала и необходимой емкости тары с учетом норм потребления материала. Целесообразный раскрой материала – выбор оптимального формата конструкции и соответствующего рационального расположения раскроя на листе материала с целью уменьшения количества отходов, потерь, обусловленных конструкцией заготовки.

Одной из главных особенностей проектирования упаковки является комплексный учет требований производства и потребления. Конструктор, работающий в области упаковки, учитывающий принципы дизайна, не ставит перед собой основной задачей только художественное оформление, рассчитанное па вкусы потребителя и рекламу, так как проектировать упаковку без учета экономики и требования производства, значит, ограничиться только ее украшательством. Экономичность кроя, рациональность конструкции, внешний вид и цветографическое оформление – эти комплексные требования диктуются производственными условиями, технологическими факторами и особенностями автоматизированного оборудования.

Одной из важных проблем качественных изменений проектирования конструкций упаковки является применение прогрессивных, экономичных упаковочных материалов.

Современные конструкции упаковок товаров народного потребления, формы и художественное оформление упаковки требуют новых упаковочных комбинированных материалов типа бумага-фольга-полиэтилен (БФП) или комбинированного материала: бумага-целлофан с покрытием эскаплоном.

Применение 1 т таких комбинированных бумажных материалов заменяет десятки кубометров древесины, улучшает функциональные свойства упаковки, обеспечивает лучшую сохранность продукции при хранении и транспортировке.

Применяемые в настоящее время упаковочные виды бумаги и картонов для проектирования конструкций упаковок часто не способствуют сохранению качества изделий. Например, конструкции коробок из картона марки Г часто разрушаются при самых незначительных усилиях, поэтому изделия, упакованные в такие коробки, не сохраняют товарного вида, не выдерживают транспортировки и длительного хранения.

Применение более экономичного и прогрессивного материала – микрогофрированного картона – по сравнению с плотными сортами картона требует расхода исходного сырья на 40 – 50% меньше, а механические свойства такого картона намного превышают свойства коробочного, причем складные конструкции, изготовленные из микрогофрокартона можно применять многократно. Особенности конструирования изделий из бумаги и картона для технических целей, хотя и различны, но все они включают высокие требования в отношении точности размеров и устойчивости формы.

Проектирование предусматривает способы изготовления изделий и применение специального инструмента, приспособлений и машин для определенных видов изделий.

Важен выбор специальных видов бумаги, картона или комбинированных материалов, соответствующих современной технологии производства этих изделий для различных отраслей промышленности: текстильной (втулки и катушки для пряжи и ниток), моторостроительной (прокладки), автомобильной, электротехнической, радиотехнической, телевизионной и др.

К изделиям для технических целей при их эксплуатации предъявляются жесткие требования в отношении точности размеров, прочности и устойчивости к воздействию различных сред. Специфичность конструирования таких изделий определяется той отраслью, где это изделие будет применяться: в автомобильной промышленности различного рода прокладки, уплотнения, фильтры и другие детали при конструировании требуют точности размеров конфигурации деталей, изготовленных из определенных видов картона, и экономичности раскроя листа; в электротехнической промышленности корпуса электрокатушек трансформаторов различного рода и размера, кабельные бумажные трубки и другие детали из прессшпана и кабельной бумаги при конструировании требуют определенных расчетов допусков, точности размеров, чистоты обработки при изготовлении. В текстильной промышленности конструктору приходится обращать внимание на цвет, маркировку, облагораживание бумажных конических втулок для различных сортов пряжи и на другие особенности изделий из бумаги и картона, применяемых в этой отрасли. Конструирование и оформление изделий из бумаги и картона для учебных и канцелярских целей требуют специфического подхода в создании плоской или объемной формы и графического оформления художником-графиком для дальнейшего полиграфического исполнения, например: календарей объемной формы, книжек-панорам, канцелярских, школьных, сувенирных наборов, беловых товаров и других видов изделий.

Особенностью проектирования учебно-канцелярских или беловых товаров из бумаги и картона является учет утилитарной функции изделий, удобство пользования ими, учет изобразительно-графических (или декоративных) элементов, связанных с типографским искусством. Вместе с тем переработка отходов бумаги на предприятиях ЦБП ставит задачи в области проектирования различных блокнотов, записных книжек, календарей, алфавитов и других изделий. Опыт проектирования и производство подобных изделий в нашей стране имеется, и подобные изделия отличаются высоким качеством (например, Московского производственного объединения «Восход»). Конструирование праздничных и декоративных предметов из бумаги и картона чаще предназначаются для кратковременного использования и не требуют большой точности исполнения, но от конструктора требуют больше выдумки и фантазии, особенно учитываются экономические факторы производства из-за применения ручной работы, так как полная механизация таких изделий чрезвычайно трудная. Внешний вид изделия выступает в качестве функции. К некоторым изделиям предъявляются требования складываемости, цветовой насыщенности, огнестойкости, блеска и гармоничности, цветосочетания (гирлянды, фигуры, флажки, бумажные цветы, елочные украшения и другие изделия).

studfiles.net


Смотрите также